Главная » Статьи » Мои статьи |
Дыхание моря «…Всякий раз,
когда мне рассказывали
об
окрестностях Кёнигсберга,
я желал этому
своеобразному району,
состоящему из
песчаных отмелей,
найти своего
художника».
Райнер Мария Рильке
Из письма. Май 1917г.
Тысячи лет струятся пески между морем и
заливом, мириады облаков проплывают над очарованной землей Земландского
полуострова. Странная судьба у этого края. Племена сменялись рыцарскими
орденами, на смену одному режиму приходил другой. Каждый слой огромного пирога
замешивался на удивительной смеси представлений и возможностей людей, эту землю
населяющих, давая в результате очень узнаваемые явления и имена. Поколения,
рожденные здесь за последние пятьдесят лет, отнюдь не нарушают данной
закономерности. К их числу принадлежит художник-график Владимир Цикин. Сказки детства у всех свои. А если они
сочинялись среди развалин древнего Королевского замка, среди тайн и недомолвок
Литовского вала, среди чудес городских парков и легенд о загадочных
подземельях… Самая восторженная сказка стала делом всей жизни. Извилистая
дорога под зеленым сводом приводила маленького мальчика в волшебство вечных
стихий, где волны звали вдаль, ветер нашептывал странные истории, песчаные
крепости дюн скрывали невиданные сокровища, а в небе догоняли друг друга
удивительные существа. Переполнявшие впечатления требовали непременного выхода.
Решение нашлось как-то само собой, а, может быть, сказалось влияние жившего по
соседству художника, у которого увиденное воплощалось на холсте и бумаге. Путь Мастера к вершинам не может и, вероятно,
не должен быть легким. Это сейчас Владимир Цикин – член Союза художников
России, за плечами которого почти двадцать лет творческой деятельности,
многочисленные персональные и групповые выставки, пленэры от Байкала до
Атлантики, известность, простирающаяся далеко за пределами России. Но между
любящим рисовать мальчиком и Маэстро – долгие годы исканий: серьезное увлечение
спортом, работа в строительстве. Однако творческую натуру невозможно было
вместить в тиски нормативов и стандартов, и душа рвалась на простор фантазии. К
счастью, Владимир Алексеевич сохранил в себе первозданность и свежесть
восприятия, способность удивляться и восхищаться. Позже советские чиновники от
культуры пытались причесать Цикина под гребенку соцреализма среднерусского
образца. Его не сразу приняли в Союз художников СССР, предъявив весьма
«весомую» причину: «От ваших работ прибалтом попахивает». Высшей оценки признания
самобытности калининградского художника трудно представить. Все-таки Божья искра была замечена
Секретариатом СХ, и, дабы доказать творческую состоятельность и неординарность,
Владимиру было предложено поработать в составе группы мастеров изобразительного
искусства из разных уголков страны на пленэре на озере Байкал. Сам художник считает поездку в Сибирь некой
точкой отсчета на своем пути. Два месяца были насыщены событиями, равными по
значимости освоению иной цивилизации. Он исходил и изъездил практически все
западное побережье легендарного озера, увидев воочию мистические, порой
ирреальные явления сибирской жемчужины: землетрясение, цунами Байкальского
масштаба в лунную ночь, вечные снега на вершинах сопок в разгар лета, цветущий
багульник под июньским снегом и многое-многое другое. Этюды и картины,
появившиеся в это время, сам автор считает одними из лучших. Итогом поездки
стала превосходная оценка графики Цикина не только в Москве, но и на нескольких
престижных выставках, в том числе он стал Дипломантом II
биеннале станковой графики Калининград-Кенигсберг – 92. Ирреальность бытия и многомерность
пространства находят свое отражение и в более поздних произведениях. Примером
тому служит диптих «Ночная фантазия», где явственно проступает микро- и
макрокосмос художника. Философское озвучение картин Цикин находит у
своего великого земляка Иммануила Канта, беря, в частности, в качестве
основополагающей теорию движения, внутренне присущего всем формам материи. Меньше всего хотелось бы вставлять творчество
современника в рамки каких-либо «измов». Тем не менее, Цикин является
представителем классического романтизма. У него на переднем плане чувственные
переживания, фантазия и интуиция. Субъективные ощущения отдельной личности,
воспринимающей себя в великом космическом движении, в вечном возрождении и
умирании природы, стали исходным пунктом восприятия мира. Личные переживания
автора перед лицом природы стали собственным содержанием его картин, которые он
понимает не как достижения искусного мастерства, а как результат самосознания,
отражающийся в картинах, которые, в свою очередь, должны пробудить различные
мысли и чувства в зрителе. Также как и автор, в его работах вы остаетесь один
на один с великим и вечным. Во главу угла Цикин ставит древнюю как мир
истину: только на стыке стихий или идей ощущаешь бездонность мировой красоты.
Основные его персонажи: небо, море, берег. И все эти разноречивые стихии
приведены к единому целому, держат и дополняют друг друга. Природа изображается в самых различных
состояниях: при свете утренней зари и в полдень, на закате солнца и при
появлении луны, в бурю или в туман, с радугой после грозы, в весеннем блеске, в
снежный день. Но особенно его притягивают переходные моменты между днем и
ночью, как воплощение вечного движения. При этом особое значение имеет небо в
качестве существенного носителя настроений. Такие полотна как «Тайна», «Шторм»,
«Облака» не дают успокоения. Сквозь тучи проступают скрытые сюжетные линии от
бытового значения до Библейского. Пристрастный взгляд постоянно дает пищу
воображению: …Как
гряда мифических животных проплывают
в небе облака… Альбрехт Гез. (Здесь и далее использованы строки из сборника стихов
кенигсбергских поэтов. «Свет ты мой единственный». Калининград, Кн.
Изд-во,1993)
В сугубо морских пейзажах в близости к воде
есть иллюзия сердечного согласия с
грозной стихией. Начинаешь думать о море, как о разумном существе. Оно то
заглядывает в душу, покорно шурша у ног («Тишина», «Закат»). То забывает, что
такое покой и никак не может улечься в жесткое ложе своих берегов («Шторм»).
Писатель-маринист Виктор Конецкий заметил: «Наша лимфа имеет такой же солевой
состав, как и морская вода. Море живет в каждом из нас… Наверное, поэтому так
тянет людей смотреть на прибой, на бесконечную череду валов и слушать их вечный
гул… Это зов крови в полном смысле слова». Возможно, в этом зове и кроется
притягательная сила и энергетика картин В. Цикина. Его работы всегда узнаваемы. Техника
уникальной графики подразумевает в данном случае действительно уникальное
действо. Художник работает с капризной, но благодарной пастелью. Традиции этой
техники уходят далеко вглубь веков. И бесконечность пространства картин идет от
самого сердца непосредственно через кончики пальцев. Отсюда и тот таинственный,
мерцающий среди облаков и на гребнях волн свет, в котором видно, как струится
под легким бризом песок со склонов дюн... Многообразие и прозрачность оттенков
обусловлены богатством натуры («Вечер», «Дорожка в дюнах»): Гладь
моря парным залита молоком, А
солнце в него подмешало тайком, Прощаясь,
свое золотое вино – И
всё стало пурпуром озарено!.. Вальтер Шеффлер Художник работает в мастерской по
памяти. В основе – наблюдения и этюды,
хранящие драгоценные ощущения, которые впоследствии трансформируются на бумагу. Говоря о творчестве В. Цикина, нельзя
игнорировать ещё один важный аспект его мировосприятия. В его картинах, кроме
симфонии ветра и моря, явственно просматриваются проблемы экологии, связанные с
жизнью единственных в своем роде уголков нашего края. Причудливые воздушные
замки из облаков, крутые склоны дюн – это не только поэтический образ, но и
страстный призыв ко всем живущим на этой земле сохранить трепетный и тонкий
мир. Воплощение и реальное подтверждение фантазиям
Владимир Алексеевич находит в таких местах
как Бальга и Куршская коса. Бальга – древний замок на территории
Калининградской области, основанный в 1239 году. Десятки поколений пытаются
постичь тайну этих старинных камней. Здесь кажется, будто остановилось время:
вот сейчас из-за поворота в ущелье дороги покажутся рыцари Ордена, позвякивая
доспехами… Могучие строители, должно быть, совсем недавно покинули уступы
крутого берега, сложенные из огромных валунов, сокрытых ранее от глаз буйной
листвою и вдруг ставших заметными…
Повсюду следы жестоких сражений последних войн… Прикоснувшись к останкам стен
замка, художник впитывает в себя ауру минувших сотен лет, спрессованную здесь в
нечто осязаемое («Ночные замки», «Посвящение Бальге»). Куршская коса всегда была раем для творческих
людей. …Иглой
небрежно, торопливо на нитку на живую Пришиты
кажутся друг к другу залив и море… Йоханес Бобровский Здесь очень остро ощущается хрупкость
творения Природы, которому не выжить без помощи «всесильного» человека. И Цикин
спешит запечатлеть ветреность дюн и недолговечность тумана, «отшлифованные
временем и борьбою» камни, зеленые водоросли и золотистый янтарь. - Для меня Куршская коса, - говорит художник,
- ассоциируется с понятием «родина». Где бы я ни был, когда меня спрашивают,
откуда я родом, в первую очередь я рассказываю об этой прекрасной полоске
земли. О том, что, стоя на одной из самых высоких дюн, можно увидеть, что Земля
круглая: вокруг вода, и лишь уходящие к горизонту два узких радиуса чудных
ландшафтов, вместивших в себя и пустынные пески, и тундровые болота, и таежные
заросли, и степные просторы. Подобного в мире больше нет! Мы просто обязаны
оставить это тем, кто придет после нас. Галина Никишина «МАЙ». Научно-художественный журнал.
2/1998г. | |
Просмотров: 401 | |
Всего комментариев: 0 | |