[Владимир ЦИКИН. Уникальная графика (пастель). Живопись. ]
Главная » Статьи » Мои статьи

Путешествие от образа пространства к образу времени

Путешествие от образа пространства к образу времени ожидает зрителя пастелей Владимира Цикина, широко известного в Калининграде и за его пределами  художника, дипломанта II Биеннале станковой графики Калининград-Кёнигсберг – 1992. Его работы рукотворны. Живая пульсация чувств художника магическим образом наполняет его пастели динамикой и внутренним ритмом, вибрацией эмоциональных переживаний (от пиано до крещендо), а также контрастом и разнообразием чувственных ощущений. В цикле графических работ «Куршская коса» 1991-1992г.г. осязаемым становится сухой и горячий песок, ухо прислушивается к голосу ветра, щека ожидает движения воздуха. Взгляд зрителя останавливается, упираясь в физически ощущаемую тяжесть и слоистую плотность облаков, и вновь увлекается в космическую бесконечность прозрачной голубизны неба. Редкий дар органичного слияния с природой, умение через эмоционально насыщенный цвет создать символический образ южно-балтийского побережья, интимная проникновенность подлинного, глубокого чувства к родной земле, вызывающая у зрителя потребность «внутреннего жеста» - высоко оценены присуждением В. Цикину  в 1992 году диплома русско-немецкого общества «Айнтрахт», а в 1999г. – Почетного диплома победителя конкурса «Человек-событие-город-1998» в номинации «Художник года».

Особенности уникальной графики и миропонимания художника, воспринимающего природу как продолжение своего естества, объясняют парадоксальность того, что главным героем пейзажей В. Цикина является не природа сама по себе, а человек, лирический герой автора. Природа же для него – своеобразное зеркало, позволяющее увидеть художнику в многообразии отражений – проекции своей личности. Кровная связь с природой, пребывание в живом контакте с ней как внутренняя потребность и образ жизни, укорененность в природе – источник цельности личности художника и искренности его чувств. Отсюда и отношение В. Цикина к собственным работам как к страницам своего дневника, и смысловая значимость мировосприятия художника для понимания эволюции его творчества.

Работам В. Цикина начала 90-х годов присуща зрелищность, монументальность, эмоциональное напряжение, романтическое восхищение игрой стихийных сил и медитативное созерцание величественной красоты природы («Шторм на закате солнца», «Ветер», «Тишина», «Закат»). Они полны ощущением мужественного достоинства человека, сознающего себя равным стихии, способным видеть в ней не угрозу своему существованию, а радость совместного бытия. Художник дарит в них зрителю возможность почувствовать себя демиургом, сотворцом  в мире природы.

В конце 90-х годов явственнее становится желание художника посредством пейзажа как жанра или соединения пейзажа и натюрморта выразить отличное от романтического восприятие мира. Переживание жизни как драмы, как контраста противоположных начал: силы и хрупкости, быстротечности и вечности, видимости и Подлинности («Пейзаж с букетом цветов») вводит в творчество В. Цикина тему времени. В пастели «Беседка королевы Луизы» переживание трагической разделенности жизни и культуры включает зрителя в пространство исторической памяти.

 

И. Громова,

научный сотрудник

Калининградской художественной галереи.

(Каталог выставки «Природа вдохновения»

Калининградской организации Союза художников России)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Vladimir_Tsikin (04.08.2010)
Просмотров: 334 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]