Главная » Статьи » Мои статьи |
Путешествие от образа пространства к образу
времени ожидает зрителя пастелей Владимира Цикина, широко известного в
Калининграде и за его пределами
художника, дипломанта II Биеннале станковой графики
Калининград-Кёнигсберг – 1992. Его работы рукотворны. Живая пульсация чувств
художника магическим образом наполняет его пастели динамикой и внутренним
ритмом, вибрацией эмоциональных переживаний (от пиано до крещендо), а также
контрастом и разнообразием чувственных ощущений. В цикле графических работ
«Куршская коса» 1991-1992г.г. осязаемым становится сухой и горячий песок, ухо
прислушивается к голосу ветра, щека ожидает движения воздуха. Взгляд зрителя
останавливается, упираясь в физически ощущаемую тяжесть и слоистую плотность
облаков, и вновь увлекается в космическую бесконечность прозрачной голубизны
неба. Редкий дар органичного слияния с природой, умение через эмоционально
насыщенный цвет создать символический образ южно-балтийского побережья, интимная
проникновенность подлинного, глубокого чувства к родной земле, вызывающая у
зрителя потребность «внутреннего жеста» - высоко оценены присуждением В.
Цикину в 1992 году диплома
русско-немецкого общества «Айнтрахт», а в 1999г. – Почетного диплома победителя
конкурса «Человек-событие-город-1998» в номинации «Художник года». Особенности уникальной графики и
миропонимания художника, воспринимающего природу как продолжение своего
естества, объясняют парадоксальность того, что главным героем пейзажей В.
Цикина является не природа сама по себе, а человек, лирический герой автора.
Природа же для него – своеобразное зеркало, позволяющее увидеть художнику в
многообразии отражений – проекции своей личности. Кровная связь с природой,
пребывание в живом контакте с ней как внутренняя потребность и образ жизни,
укорененность в природе – источник цельности личности художника и искренности
его чувств. Отсюда и отношение В. Цикина к собственным работам как к страницам
своего дневника, и смысловая значимость мировосприятия художника для понимания
эволюции его творчества. Работам В. Цикина начала 90-х годов присуща
зрелищность, монументальность, эмоциональное напряжение, романтическое
восхищение игрой стихийных сил и медитативное созерцание величественной красоты
природы («Шторм на закате солнца», «Ветер», «Тишина», «Закат»). Они полны
ощущением мужественного достоинства человека, сознающего себя равным стихии,
способным видеть в ней не угрозу своему существованию, а радость совместного
бытия. Художник дарит в них зрителю возможность почувствовать себя демиургом, сотворцом в мире природы. В конце 90-х годов явственнее становится
желание художника посредством пейзажа как жанра или соединения пейзажа и
натюрморта выразить отличное от романтического восприятие мира. Переживание жизни
как драмы, как контраста противоположных начал: силы и хрупкости,
быстротечности и вечности, видимости и Подлинности («Пейзаж с букетом цветов»)
вводит в творчество В. Цикина тему времени. В пастели «Беседка королевы Луизы»
переживание трагической разделенности жизни и культуры включает зрителя в
пространство исторической памяти. И. Громова, научный сотрудник Калининградской художественной
галереи. (Каталог выставки «Природа
вдохновения» Калининградской организации Союза
художников России) | |
Просмотров: 334 | |
Всего комментариев: 0 | |